пятница, 26 апреля 2013 г.

Эффект ручного светофора

В психологии описан такой феномен, называется эффектом свидетеля или теорией распределенной ответственности. Если человеку на улице потребовалась помощь (упал, его грабят/насилуют/убивают, ранили, с сердцем стало плохо и так далее), то вероятность того, что ему помогут обратно пропорциональна количеству прохожих.
Иными словами, чем больше народу вокруг, тем больше вероятность, что все будут стоять и глазеть, и никто не поможет. Впервые этот феномен был описан после случая Китти Дженовезе, произошедшего в 1964 году в Нью-Йорке. Убийца нанес ей на улице многократные удары ножом, от которых она скончалась, и никто из свидетелей не счел нужным помочь ей.

Психологические эксперименты с ответственностью повторялись многократно, с одинаковым результатом. Дело в том, что чем больше народа, тем меньше личной ответственности за происходящее переживает каждый человек по отдельности - он считает, что помочь должен другой, не он.
Нет смысла говорить  о людском безразличии в нашумевших случаях, когда "должны были помочь и не помогли". Когда безбилетного ребенка кондуктор вытолкнул из автобуса, например. Когда не помогли двум девушкам в Иркутске, на которых наехала машина. Людям небезразлично, но они: думают, что пусть поможет другой; думают, что на них не лежит ответственности; боятся быть оцененными другими - вдруг помогут как-то неправильно, ведь наверняка в толпе есть более компетентные товарищи.

Так, к чему это я? Ах да) Я все время вспоминаю эту теорию, когда возвращаюсь утром домой, после того как отвела ребенка в садик, потому что наблюдаю явление обратной полярности. Чтобы перейти через проспект, надо нажать кнопку, иначе зеленый не загорится. Мои многонедельные наблюдения показали, что сколько бы ни стояло людей с одной и другой стороны, каждый новый подошедший обязательно нажимает кнопку "на всякий случай", а то вдруг тут двадцать дураков собралось и ждет-пождет неизвестно чего, в кулак посвистывает. Я назвала это эффектом ручного светофора, или принципом недоверия к ближнему.

Я, а что я? Я тоже жму, чё.

Комментариев нет:

Отправить комментарий